РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

г. Москва 16 – 17 апреля 2024 года.

Деловая программа Ассамблеи посвящена решению вопросов эффективного управления образовательными системами через сотрудничество с научными подразделениями ФГБУ «Российская академия образования».

В рамках комплекса мероприятий, посвященных Году семьи в Российской Федерации, с 16 по 19 апреля 2024 года Российская академия образования проводит III Международную Ассамблею Российской академии образования «Образование и семья – единство ценностей», которая выступит площадкой для обсуждения базовых аксиологических оснований взаимодействия семьи и системы образования.

Ассамблея создаст единое смысловое пространство, способствующее поиску и актуализации точек соприкосновения организаторов образовательного процесса, учителей и педагогов, стремлению к единому пониманию образования как ценности – государственной, общественной, личностной, расширению представления о научно-методических подходах к работе с семьей, осознанному и целенаправленному формированию воспитательной позиции со стороны родителей и педагогов, развитию компетенции в сфере воспитания и развития детей. Диалог, объединяющий представителей науки и педагогической практики – шаг к формированию единства ценностного подхода к образованию детей, пониманию и принятию общих целей и задач.

Семья и семейные традиции имеют приоритетное значение для каждого российского человека и находятся под пристальным вниманием государства. Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Президент России Владимир Владимирович Путин высказал твердую уверенность, что «семья — это не просто основа государства и общества, это духовное явление, основа нравственности». Именно в семье глубоко укоренены история, культура и менталитет российского народа, составляющие прочный фундамент для сохранения и укрепления преемственности поколений, для воспитания у детей уважительного отношения к родителям и заботы о старших, для формирования у них гражданской идентичности и любви к Родине, гордости за национальное достояние и духовно-нравственные устои своего народа.

Особое предназначение семьи созвучно благородной миссии образования, ориентированной на совершенствование личности ребенка, поэтому сотрудничество семьи и школы – залог успешного воспитания молодого поколения и устойчивого процветания Отечества. Справедливы слова выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского, определившего принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, построенного на доверии и сотрудничестве педагогов и родителей. Он писал: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы».

Актуализация взаимодействия семьи и образовательных институтов в воспитательных процессах очевидна в связи с нарастанием рисков современной глобализации и разобщенности. Неслучайно 2024 год объявлен Президентом РФ В.В. Путиным «Годом семьи», и весьма показательно, что такой год следует за «Годом педагога и наставника». Тем самым объективно семья и образование становятся в один ценностный для нашей страны ряд, а тематика предстоящей Ассамблеи приобретает очевидную актуальность.

В работе Ассамблеи смогут принять участие специалисты территориальных органов управления образованием, руководители образовательных организаций, учителя и педагоги, заинтересованные в развитии всесторонних отношений с научным сообществом.

Ассамблея проводится при участии ведущих ученых РАО, университетов России, региональных научных и научных центров РАО, научных организаций, предметных ассоциаций учителей и педагогов России, общественных сообществ и организаций –партнеров.

Участие в мероприятиях Ассамблеи предусмотрено в очном и дистанционном форматах.

Основными вопросами для осмысления участниками III Международной Ассамблеи Российской академии образования станут:

  • взаимная ответственность семьи и школы (образовательного учреждения) в формировании будущего гражданина России: есть ли единство в понимании наших целей и задач;
  • правовые основы взаимодействия семьи и школы (образовательного учреждения): кто устанавливает границы;
  • выход из болонской системы: в чем ценности российского и европейского образования;
  • поколенческий разрыв: совпадают ли ценности молодой российской семьи с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями;
  • психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей): как формировать и наращивать родительские педагогические компетенции;
  • современные образовательные технологии: что поможет решить вопросы перегрузки ученика и учителя;
  • здоровье как ценность образования: как не навредить, а сохранить и приумножить;
  • особые образовательные потребности ребенка: какие условия должны быть созданы в школе (образовательной организации) и дома;
  • о психологической безопасности ребенка: что общего между буллингом в школе и внутрисемейной трансляцией девиантного поведения;
  • современное представление о профориентации: что изменилось в ценностных основах социально-профессионального самоопределения детей и молодежи.

В работе Ассамблеи могут принять участие специалисты территориальных органов управления образованием, руководители образовательных организаций, учителя и педагоги, заинтересованные в развитии всесторонних отношений с научным сообществом.

Ассамблея проводится в рамках комплекса мероприятий, посвященных Году семьи в Российской Федерации при участии ведущих ученых РАО, университетов России, предметных ассоциаций учителей и педагогов, общественных организаций.

Участие в мероприятиях Ассамблеи предусмотрено в очном и дистанционном форматах.